Слабослышащие дети обычно малозаметны в группе детского сада. Они такие же, как все, и бегают, и постоянно смеются, находясь в счастливом настроении. Однако есть в группе девочка, которая предпочитает уголок с животными. Хорошая девочка, умничка, воспитателей слушается, ведёт себя хорошо, может и побегать, но опять возвращается в свой любимый уголок. Разговаривает с игрушками, сценки с ними придумывает. И вот заметили воспитатели, что на вопросы девочка реагирует не сразу. Может или промолчать, не ответить, или удивлённо спросить: «Что? А?»
Разговор с родителями был коротким. Мама-одиночка сразу же поняла ситуацию и повела дочку к ЛОР врачу в районной поликлинике, оттуда – к сурдологу в «Доктор Лор» в Махачкале. Девочке к тому возрасту было уже 4 годика, но аудиометрию она пройти не смогла. Зато в кабинете ей сразу же понравился доктор, она его слушалась, прошла тест «шепотной речи», прилежно сидела перед компьютерами, только всё спрашивала: « А что это? А зачем?». Врач похвалил девочку за активность, а маме сказал неутешительный диагноз: двусторонняя сенсоневральная тугоухость, потеря слуха слева на 73%, справа – на 38%, кохлеарный неврит. Плюс ко всему – фонематическое нарушение слуха. Со стороны сурдолога необходимо дважды в год проводить курсы уколов и сеансы массажа на аппарате у ЛОР врача.
Такой вид тугоухости лечится в основном у неврологов, в неврологическом отделении, и на общем фоне улучшения состояния, учитывая, что у девочки задержка психического развития с тяжелым отставанием в речи, следует активно добиваться сглаживания психофизиологического и коммуникативного отставания в развитии. К слову сказать, такой клубок отставаний накрутился из-за отставания в слухе. А поздно его заметили, потому что девочка до 4-х лет практически не разговаривала.
Подобные особенности детей с отклонениями в слуховом восприятии не дают им развиваться в том же темпе, что и сверстникам, становятся причиной сложности в овладении жизненно важными навыками и умениями. Нарушение слуха существенно снижает формирование речи, за ним идёт серьёзное отставание в вербальном мышлении. Заметен дефицит формирования познавательных процессов, речевой деятельности.